Погода. Метеорология.

eko_ksl


Экологические курсы Подвесного


Previous Entry Share Next Entry
Советы по проведению занятий с детьми о лесных пожарах.
Ёлки!
miiir wrote in eko_ksl
Оригинал взят у vz_forest в Советы по проведению занятий с детьми о лесных пожарах


Фото М. Васильевой

В последнее время мы (противопожарная программа Гринпис России) довольно много общаемся с преподавателями, которые ведут в разных видах и формах занятия, посвященные вопросам профилактики лесных пожаров, безопасному поведению детей в лесу и т.д. Методических материалов сильно не хватает, часто учителю приходится довольствоваться учебником по ОБЖ или самостоятельно искать информацию в Сети. К сожалению, не всегда даже опытный и талантливый преподаватель может оценить качество материалов, которые он использует для подготовки урока. Нередко такие уроки приходится вести, например, учителям начальных классов, которые могут не в полной мере знать особенности возникновения и развития пожаров, могут не знать правила безопасного поведения и тушения. И чем более убедительно, ярко и профессионально учитель рассказывает, тем выше цена ошибки, закравшейся при подготовке материалов.
По итогам общения, с учетом большого личного опыта преподавания, а также после обработки многих методических разработок, присылаемых к нам (и не только к нам, но и в ЦОДП, например) на конкурсы, мы постарались набросать несколько простых советов учителям, а заодно отразить основные фактические ошибки, которые наиболее часто встречаются в присылаемых материалах.
Итак, РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, КОТОРОМУ ПРИШЛОСЬ ПРИДУМЫВАТЬ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ЗАНЯТИЕ

На наш взгляд, главное, что дети должны узнать из противопожарного занятия, проводящегося в любой форме:
1. Почти все пожары бывают по вине человека. Поджигать траву нельзя ни при каких обстоятельствах, а костёр обязательно надо потушить.
2. Необходимо обеспечить свою безопасность, а значит, научиться правильно себя вести при пожаре. Понимать, как в каких условиях будет развиваться пожар, чем он опасен, какие алгоритмы принятия решений и какие действия помогают человеку выжить.
3. О любом увиденном пожаре всегда (не надеясь на других людей) надо как можно скорее сообщить взрослым, а если их нет рядом, то по номеру 01 с городского номера или 112 с мобильного телефона. О лесном пожаре лучше также сообщить в местное лесничество или на единый телефон 8-800-100-94-00.

То есть, ребёнку важно:
– не стать причиной пожара,
– выжить при пожаре,
– своевременно сообщить о пожаре.

Дополнительным блоком в завершение любого занятия может быть обсуждение того, как ребенок сам может поучаствовать в противопожарной работе и уменьшить количество пожаров (помощь в агитации, в создании средств пропаганды, для более старших ребят - участие в работе школьных лесничеств и т.п.).
При этом важно помнить, что дети не могут быть привлечены к работам по тушению пожаров и их не следует настраивать на то, что даже с небольшим пожаром они могут справиться сами. Ребенок может потушить недотушенный кем-то костёр, но не должен пытаться справиться с пожаром.

Общие пожелания авторам методических разработок:
• Привлекать жизненный опыт ребенка. То, о чём рассказывается, должно быть как-то связано с его жизнью, с местной природой и местными особенностями.
• Крайне желательно активное участие в ходе занятия самих детей. Нужны задания (как можно более прикладные, практические) на закрепление полученных знаний.
• Рассказ должен быть грамотным, без фактических и смысловых ошибок.
• Желательно включать элементы практической деятельности как продолжение и результат занятия.
• В работу с дошкольниками и младшими школьниками стараться вовлекать их родителей.
• Хорошо приглашать для разговора с детьми «значимых взрослых»: лесников, сотрудников ООПТ, представителей власти, пожарных. Особенно хорошо (тем более для первого или разового занятия), если человек при этом одет в специальную одежду или форму, подчеркивающую принадлежность к профессии.
• Наибольший эффект даёт не разовое занятие, а продуманный цикл разноплановых мероприятий, проводимых в течение недели, месяца или сезона.

Часто встречающиеся в методических разработках смысловые ошибки:


Неправильно:
От пожара нужно уходить против ветра.

Правильно:
От пожара нужно уходить в безопасном направлении.
При лесном пожаре – чаще всего перпендикулярно линии продвижения огня, и,только когда ты обошёл пожар и убедился, тогда можно идти против ветра.
При травяном (степном, тростниковом) пожаре самое безопасное место – выгоревший участок.
Если уйти от пожара не получается, следует искать участок с наиболее разреженным, лучше лиственным древостоем, наиболее влажный участок с наименьшим количеством горючих материалов. В горной местности лучше передвигаться по водоразделам, имея возможность отступить от пожара. Недопустима ситуация, когда убегать придётся вверх по склону. Нельзя находиться в узких оврагах, распадках вблизи кромки пожара.
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:

Сообщать о пожаре нужно после того как… (часто идет длинный перечень рекомендаций – как тушить, куда идти и т.п.).

Правильно:
Сообщать взрослым о пожаре и о своём местонахождении (или звонить по 112 и по другим телефонам) нужно сразу же, как увидел (обнаружил) пожар. Если пожар совсем близко, то сообщать сразу после того, как оказался в безопасности: обойдя фронт лесного пожара или зайдя на выгоревший участок травяного пожара. В большинстве случаев для звонка и спокойных продуманных действий есть время.

--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Дети сами могут потушить небольшой пожар.

Правильно:
Дети не должны ничего тушить сами, без взрослых. Максимум, что можно разрешить детям, – погасить непотушенный кем-то костёр, если они его обнаружили. Во всех остальных случаях дети должны сообщить о пожаре взрослым. Дети особенно быстро могут получить ожог дыхательных путей (и быть уже не в состоянии даже позвать на помощь) и отравиться угарным газом (это происходит еще и очень незаметно). Нельзя недооценивать не только лесные и торфяные, но и травяные пожары. Они смертельно опасны.
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Причиной пожара может стать жаркая сухая погода.
Причиной пожара может стать самовозгорание торфа, листвы, лишайников.

Правильно:
Сама по себе жаркая и сухая погода не может стать причиной пожара.
Торф в природе практически не может самовозгораться. Другие материалы тем более. Рассказами о самовозгораниях формируется фатализм в отношении ребенка (да и взрослого) к пожарам. Часто это приводит к менее ответственному поведению (к невозможности вообще формировать правильное, желаемое поведение)
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Лесные пожары тушит МЧС.

Правильно:
Лесные пожары тушат лесники (работники специализированных лесопожарных организаций, лесничеств, авиалесоохрана). Заповедники и национальные парки тушат сотрудники этих организаций. МЧС и региональные противопожарные службы, как правило, начинают тушить лесные пожары только тогда, когда они представляют угрозу населенным пунктам или при введении режима чрезвычайной ситуации.

--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Лесные пожары тушат с помощью огнетушителей и пожарных машин.
Сильные пожары тушат сбросами воды с самолётов-танкеров.

Правильно:
При тушении лесных пожаров используются лопаты, ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки, мотопомпы, зажигательные аппараты.
Авиация используется для обнаружения пожаров, для доставки людей и техники. И лишь в исключительных случаях и только как вспомогательная мера (для поддержки наземных групп) – сбросы воды.


Кроме того, не совсем верными являются невыполнимые категорические запреты: нельзя жечь костры в лесу, нельзя курить, нельзя брать спички в руки.
Костёр (если не введено специальных временных запретов из-за очень сухой погоды) можно жечь вместе со взрослыми на специально оборудованном месте (старом кострище), соблюдая требования правил пожарной безопасности в лесах. Главное – тщательно и надежно потушить костер, когда он становится не нужен, и не оставлять огонь без присмотра. Также (в советах взрослым) очень важно полностью тушить окурки и спички, не бросать их на землю непогашенными (а лучше – вообще никогда не бросать окурки на землю, а забирать их с собой и выкидывать потом в мусорный бак или урну).

Если у вас возникнут вопросы, комментарии, предложения по тому, как улучшить такие советы, не стесняйтесь, пишите.
Также буду благодарен за описание наиболее успешных в вашей практике методик проведения занятий. Сам постепенно тоже постараюсь выкладывать наши наработки.

Оригинал взят у morskoy_pesik в Советы по проведению занятий с детьми о лесных пожарах


?

Log in

No account? Create an account